Обобщение по актуальным вопросам применения земельного законодательства

Утверждено
постановлением Президиума
Федерального арбитражного суда
Поволжского округа от 04.06.2010

Обобщение
по актуальным вопросам применения земельного законодательства

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения). Согласно статье 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство состоит из Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать Земельному кодексу Российской Федерации. Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, которые не должны противоречить земельному законодательству Российской Федерации.

Основными нормативными правовыми актами, содержащими нормы земельного права, являются Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных федеральными конституционными законами от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, 7-ФКЗ); Земельный кодекс Российской Федерации; Федеральный закон от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»; Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»; Федеральный закон от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»; Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»; Федеральный закон от 14.12.2001 № 163-ФЗ «Об индексации ставок земельного налога»; Федеральный закон от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве»; Закон Российской Федерации от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю».

Отдельные вопросы правового регулирования земельных правоотношений содержатся в следующих нормативных правовых актах: в частях первой и второй Гражданского кодекса Российской Федерации; в части второй Налогового кодекса Российской Федерации; в Градостроительном кодексе Российской Федерации; в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях; в Уголовном кодексе Российской Федерации; в Лесном кодексе Российской Федерации; в Водном кодексе Российской Федерации; в Федеральном законе от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (ред. от 23.07.2008, с изм. от 17.12.2009); в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ред. от 27.12.2009); в Федеральном законе от 14.03.1995 № 33‑ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (ред. от 27.12.2009); в Законе Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (ред. от 27.12.2009).

В соответствии с пунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, пунктом 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Это предполагает, что субъекты Российской Федерации вправе принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы земельного права. Субъекты Российской Федерации, входящие в Поволжский арбитражный округ, активно пользуются предоставленными полномочиями, принимая законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие земельные правоотношения[1], в том числе разграничение полномочий органов власти в сфере регулирования земельных правоотношений[2], оборот земель сельскохозяйственного и иного назначения[3], перевод земель из одной категории в другую, порядок предоставления земельных участков в собственность или в аренду[4], в том числе расположенных под зданиями, строениями, сооружениями[5], порядок определения стоимости приобретения земельного участка[6], арендной платы за пользование земельным участком, находящимся в государственной собственности[7], порядок определения кадастровой оценки земельных участков[8] и иные вопросы.

Во исполнение Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права, в силу пункта 4 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации. Органы местного самоуправления принимают нормативные правовые акты, регулирующие отдельные вопросы земельных правоотношений[9], в том числе введение земельного налога[10], определение арендной платы за пользование земельным участком, находящимся в муниципальной собственности[11], осуществление муниципального земельного контроля[12] и иные вопросы в пределах предоставленных полномочий.

Статьей 4 Земельного кодекса Российской Федерации установлен приоритет положений международных договоров Российской Федерации перед правилами Земельного кодекса Российской Федерации.

Судебно-арбитражная практика, связанная с применением положений земельного законодательства, формировалась в несколько этапов. Первый этап характеризовался принятием Конституции Российской Федерации и нового гражданского законодательства Российской Федерации и сохранением существовавшего правового регулирования земельных отношений, в частности Земельным кодексом РСФСР и Законом РСФСР от 23.11.1990 № 374-1 «О земельной реформе». Существующие противоречия норм земельного законодательства действующим положениям федерального законодательства устранялись принятием поясняющих подзаконных нормативных актов, многочисленных разъяснений арбитражных судов и судов общей юрисдикции. В частности, постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.04.1992 № 6 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства о земельной реформе», письмо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.1996 № С5-7/ОЗ-121 «О некоторых положениях Федерального закона «О мелиорации земель», информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.02.2001 № 61 «Обзор практики применения арбитражными судами земельного законодательства» и др. С введением в действие Земельного кодекса Российской Федерации различные аспекты земельных правоотношений, в том числе проблемные, стали регламентироваться земельным законодательством. В настоящее время происходит формирование новой судебной практики, уточняющей сложные вопросы применения земельного законодательства. Например, постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога».

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа рассматривает следующие категории споров, связанных с применением законодательства о земле:

  • об оспаривании ненормативных правовых актов;
  • о признании права собственности;
  • об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения;
  • об устранении нарушений прав собственника, не связанных с лишением владения;
  • в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств из совершения сделок с землей.

Согласно статистическим данным Федеральным арбитражным судом Поволжского округа за период с 2008 года по первый квартал 2010 года рассмотрено 1711 дел, связанных с применением законодательства о земле. По данным судебной статистики преобладающими категориями дел являются споры, связанные с оспариванием ненормативных правовых актов (716 дел или 42%), споры, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств из совершения сделок с землей (590 дел или 35%). Основным видом споров, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств из совершения сделок с землей, являются споры, вытекающие из договора аренды (511 дел или 87%).

Следует отметить тенденцию к увеличению количества дел по спорам, связанным с применением законодательства о земле, рассматриваемым в 2010 году Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Так, за период с января по май 2010 года Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрено 6 дел по спорам, связанным с применением законодательства о земле, по жалобам на постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа.

В целях обеспечения единообразия судебно-арбитражной практики в настоящем обобщении освещены наиболее актуальные вопросы судебной практики, связанные с применением земельного законодательства, по делам, рассмотренным Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Федеральным арбитражным судом Поволжского округа за период с 2008 года по первый квартал 2010 года.

1. Правила статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации имеют приоритет перед нормой части 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации.

Собственник объектов недвижимого имущества обжаловал отказ регистрационной службы в государственной регистрации договора аренды земельного участка под объектами недвижимого имущества, мотивированный тем, что предоставленный земельный участок относится к лесному участку и договор аренды подлежит заключению по результатам аукциона по продаже прав на заключение такого договора.

В тех случаях, когда на лесных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности гражданам или юридическим лицам, они не могут быть ограничены в праве на заключение договора аренды таких участков или вообще лишены этого права посредством применения процедуры заключения договора аренды лесного участка по результатам аукциона, предусмотренной частью 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации. При этом, принимая во внимание во взаимосвязи положения статей 25, 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации, договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должен заключаться по результатам аукциона лишь в случаях и для целей, предусмотренных нормами Лесного кодекса Российской Федерации. Соответственно, только к таким договорам аренды лесных участков применяются правила, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 № 324 «О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности».

2. Устранение нарушений требований законодательства Российской Федерации о предоставлении земельного участка в аренду или в собственность, допущенных уполномоченными государственными или муниципальными органами, осуществляется посредством отказа в предоставлении земельного участка под строительство объекта недвижимого имущества, сноса самовольной постройки либо иными адекватными мерами. Однако поскольку при предоставлении земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления не учел требований законодательства Российской Федерации, лицо, осуществившее подобную самовольную постройку, вправе требовать возмещения ущерба, причиненного незаконными действиями (бездействием) соответствующего органа, включая расходы по строительству и сносу спорного объекта.

Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации муниципального образования о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка для строительства кафе и обязании ответчика предоставить указанный земельный участок в аренду. Постановлением администрации города Волгограда «О предварительном согласовании места размещения объекта» было предварительно согласовано место размещения кафе общества на земельном участке, утвержден акт о выборе участка для размещения объекта. В постановлении было указано на предоставление участка для строительства после проведения государственного кадастрового учета. После выполнения всех работ по формированию земельного участка, государственного кадастрового учета, обществу отказали в предоставлении указанного земельного участка со ссылкой на расположение кафе в зоне рекреационного назначения. В надзорной инстанции было выяснено, что указанный земельный участок находился в границах охранной зоны Мамаева кургана – места ожесточенных боев в 1942-1943 гг. – объекта культурного наследия федерального (общероссийского) значения.

По другому делу федеральное государственное унитарное предприятие обратилось к индивидуальному предпринимателю о признании недействительным зарегистрированного права собственности предпринимателя на незавершенное строительством здание станции-автомойки и об обязании ответчика произвести снос спорного объекта за его счет. На основании разрешения на выполнение строительно-монтажных работ, выданного Инспекцией государственного архитектурно-строительного надзора Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, предприниматель возвел на арендованном им земельном участке, находящемся вблизи территории аэродрома экспериментальной авиации, принадлежащего предприятию, спорный объект. Вступившим в законную силу решением суда по другому делу указанное разрешение признано незаконным как противоречащее положениям статей 46, 47 Воздушного кодекса Российской Федерации.

Исходя из существа нарушений, перечисленных в пункте 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, с исками о признании объекта самовольной постройкой и о сносе самовольной постройки могут обращаться органы власти, местного самоуправления и иные лица, уполномоченные на выдачу соответствующих разрешений, собственник или иное лицо, в чьем владении на основании закона или договора находится земельный участок, на котором возведен объект самовольного строительства. Указанные полномочия предприятия подтверждаются статьей 46 Воздушного кодекса Российской Федерации. Поскольку спорный объект препятствует нормальной эксплуатации аэродрома, создает помехи при взлете и посадке воздушных судов и угрожает жизни и здоровью граждан, он подлежит сносу. Однако в данной ситуации следует учесть, что предпринимателем для приобретения прав на земельный участок и получения разрешения на строительство от уполномоченных органов предприняты необходимые действия. В связи с этим он мог полагать, что при предоставлении ему земельного участка для строительства спорного объекта администрация учла требования Воздушного кодекса Российской Федерации. В связи с изложенным предприниматель вправе обратиться в арбитражный суд с требованиями к органу государственной власти или местного самоуправления о возмещении ущерба, причиненного незаконными действиями (бездействием) соответствующего органа, включая расходы по строительству и сносу спорного объекта.

2.1. Отмена органом государственной власти или органом местного самоуправления принятого им акта о предварительном согласовании места размещения объекта, о предоставлении земельного участка на праве аренды или в собственности и т.п. возможна исходя из необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций. Подобная отмена не может противоречить действующему законодательству и произвольно ограничивать субъективные права. Обязанность по доказыванию соответствия закону оспариваемого ненормативного правового акта об отмене ранее изданного ненормативного правового акта возлагается на соответствующий государственный орган или орган местного самоуправления.

В 2007 году постановлением главы муниципального образования открытому акционерному обществу предоставлены для строительства капитальных объектов земельные участки. В 2009 году указанное постановление отменено постановлением главы муниципального образования в связи с наличием на предоставленных земельных участках объектов недвижимости, на которые зарегистрировано право собственности городского округа город-герой Волгоград. Открытое акционерное общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления главы муниципального образования «Об отмене постановления о предоставлении земельных участков для строительства объектов».

Акт государственного органа или органа местного самоуправления об отмене ненормативного правового акта о предоставлении земельного участка, о предварительном согласовании места размещения объекта и т.п. может быть признан недействительным только при наличии оснований, предусмотренных статьей 61 Земельного кодекса Российской Федерации:

  • несоответствие нормативному правовому акту;
  • нарушение прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель.

В соответствии с пунктом 6 постановления Пленумов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для принятия судом решения о признании ненормативного правового акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным необходима совокупность двух обстоятельств – несоответствия (противоречия) акта закону или иному правовому акту, а также нарушения актом прав и законных интересов юридического или физического лица.

На момент издания главой муниципального образования постановления о предоставлении земельных участков для строительства капитальных объектов спорные земельные участки были обременены объектами незавершенного строительства, не принадлежащими обществу с ограниченной ответственностью. Таким образом, орган местного самоуправления в порядке самоконтроля правомерно отменил ранее принятый им ненормативный акт при несоответствии его действующему законодательству и нарушении прав и охраняемых законом интересов.

3. Исключительным правом на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков, предусмотренное статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, не обладают граждане и юридические лица, являющиеся собственниками объектов незавершенного строительства, расположенных на этих участках.

Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения мэрии об отказе в заключении договора купли-продажи земельного участка, предоставленного по договору аренды и на котором расположен принадлежащее обществу недвижимое имущество – объект незавершенного строительства. При предоставлении земельного участка в аренду для целей строительства применение положений статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации к объектам незавершенного строительства исключается в связи с тем, что в отличие от зданий, строений или сооружений они не могут быть использованы в соответствии с их назначением до завершения строительства и ввода их в эксплуатацию. Правовой режим земель в период строительства имеет особенности, установленные земельным законодательством, которые, в частности, заключаются в возложении на арендатора определенных обязанностей на период строительства, определении ставок арендной платы и установлении в законе специальных оснований для прекращения договора аренды.

3.1. Применение порядка выкупа земельных участков, предусмотренного статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в отношении объектов незавершенного строительства возможно в случаях, прямо указанных в законе.

Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на выкуп таких земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставлено юридическим лицам, имеющим в собственности на этих участках здания, строения, сооружения. Хотя в данной статье не названы объекты незавершенного строительства, применение порядка выкупа земельных участков под названными объектами возможно в случаях, прямо указанных в законе. Например, в случае приватизации объектов незавершенного строительства в силу положений пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» или переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в силу положений пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

4. В случае признания незаконными действий (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, обладающего правом распоряжения государственными или муниципальными земельными участками, выразившихся в отказе от предоставления земельного участка в собственность или в невыполнении в установленный срок обязанности по принятию соответствующего решения, суд обязывает указанный орган принять решение о предоставлении в собственность за плату спорного земельного участка, подготовить проект договора купли-продажи и направить его в определенный срок собственнику объектов недвижимого имущества, расположенного на соответствующем земельном участке.

Общество с ограниченной ответственностью обратилось с заявлением о признании незаконными действий Федерального агентства по управлению государственным имуществом, выразившихся в возврате заявления о предоставлении в собственность обществу земельного участка, находящегося в федеральной собственности и арендованного обществом; об обязании управления принять решение о предоставлении обществу в собственность указанного земельного участка и направить ему проект договора купли-продажи этого земельного участка.

В соответствии с абзацем вторым пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным. На основании пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного заявления соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 постановления от 24.03.2005 № 11, в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет ему проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает этот орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.

4.1. Для удовлетворения требования о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка требуется обязательное направление проекта договора заявителем исполнительному органу государственной власти или органу местного самоуправления.

Индивидуальный предприниматель обратился к исполнительному органу муниципального образования с заявлением о заключении договора аренды на земельный участок. Начальником правового управления исполнительного органа муниципального образования подготовлены замечания на проект постановления руководителя исполнительного органа муниципального образования. В данных замечаниях указано на то, что им не представлены градостроительные и технические обоснования предоставления земельного участка площадью, фактически превышающей в 9 раз площадь объектов недвижимости, расположенных на нем. Расценив данные замечания как отказ в заключении договора аренды земельного участка, индивидуальный предприниматель обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к исполнительному органу муниципального образования об обязании заключить договор аренды земельного участка.

В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане, указанные в настоящей статье, обращаются в уполномоченный орган государственной власти или местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. В случае, если заявитель просит понудить к заключению договора купли-продажи земельного участка, то в силу абзаца седьмого пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» такое требование может быть удовлетворено только при соблюдении условий, предусмотренных статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации. Доказательств направления индивидуальным предпринимателем исполнительному органу муниципального образования оферту (проект договора), содержащей существенные условия договора аренды, не представлено. Имеющийся в деле текст проекта договора аренды истцом не подписан, доказательств его направления ответчику до обращения в суд не представлено. Кроме того, в проекте договора не указан размер арендной платы, условие о котором является обязательным в силу положений пункта 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации.

5. При приобретении права собственности на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, следует учитывать, что размер предоставляемого земельного участка определяется на основании норматива, утвержденного федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации или нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

Следует отметить, что федеральные законы, устанавливающие нормативы предоставления земельных участков, отсутствуют. Можно привести в качестве примера Закон Ульяновской области от 02.06.2006 № 79-ЗО «О регулировании некоторых вопросов в сфере земельных отношений в Ульяновской области» (ред. от 31.03.2009), устанавливающий норматив предоставления земельных участков в субъекте Российской Федерации. В других субъектах Российской Федерации, входящих в состав Поволжского округа, подобные нормативные правовые акты отсутствуют. В некоторых муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации, входящих в Поволжский округ, приняты соответствующие нормативные правовые акты, устанавливающие нормативы предоставления земельных участков[13].

В министерство имущественных отношений субъекта Российской Федерации поступили заявления от граждан о предоставлении в общую долевую собственность за выкуп земельного участка площадью 1898,10 кв.м под занимаемым индивидуальным жилым домом с приусадебным участком. Министерство направило в адрес Департамента управления имуществом муниципального образования обращение об изготовлении и утверждении проекта границ испрашиваемого в общую долевую собственность земельного участка. Письмом департамент отказал заявителю в утверждении проекта границ испрашиваемого земельного участка в связи с превышением максимального размера предоставляемого земельного участка.

В силу статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, а также нормами отводов земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной и проектной документацией. В соответствии с решением представительного органа муниципального образования максимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданам в собственность для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный участок), индивидуального жилищного строительства составляет 1500 кв.м. Суд указал, что фактически используемая площадь земельного участка не означает, что границы земельного участка, предоставляемого в собственность должны быть безусловно утверждены по фактически используемой площади, без учета актов органов местного самоуправления, установившего максимальные размеры предоставления гражданам в собственность земельных участков. За предыдущими собственниками жилого дома был закреплен земельный участок площадью 600 кв.м. Следовательно, Департамент управления имуществом муниципального образования правомерно отказал заявителю в утверждении проекта границ испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что его размер превышает максимально установленный.

5.1. При отсутствии утвержденных нормативов размер предоставляемого земельного участка определяется на основании абзаца 2 пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства (возможностью осуществлять эксплуатацию и обслуживание объекта собственником здания, строения или сооружения), а также с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Закрытое акционерное общество использует земельный участок на праве аренды площадью 59,69 га с разрешенным видом использования для промышленного использования и размещения автодороги. Обществу на праве собственности принадлежит временная технологическая дорога площадью 59 700 кв.м, расположенная на арендуемом им земельном участке. Закрытое акционерное общество обратилось в администрацию муниципального образования за предоставлением ему в собственность земельного участка площадью 59,69 га, имеющего назначение – земли промышленности. Администрация муниципального образования отказала в предоставлении истребуемого земельного участка. Отказ администрации мотивирован теми обстоятельствами, что площадь земельного участка не соответствует положениям пункта 3 части 33 Земельного кодекса Российской Федерации, и что первоначальный участок необходимо разделить на участок, предназначенный для использования под технологическую дорогу, и на участок, предназначенный для добычи полезных ископаемых. Также администрация муниципального образования указала, что предоставление земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться в границах, занятых непосредственно самим объектом, и площади, необходимой для его использования, и что обществом не представлено обоснование того, что испрашиваемый земельный участок площадью 59,69 га необходим для использования временной технологической дороги.

Согласно пункту 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для использования, определяются в соответствии с положениями пункта 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией. Следовательно, довод администрации муниципального образования о невозможности выкупа земельного участка площадью 59,69 га, поскольку сооружение – временная технологическая дорога занимает площадь всего 5,97 га, является основанным на требованиях земельного законодательства.

6. Предоставление права собственности или права аренды на земельный участок сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом целевого использования земельного участка, специального субъектного состава заявителей (сельскохозяйственные производители) и предельных размеров, установленных законом субъекта Российской Федерации.

Открытое акционерное общество обратилось в арбитражный суд с заявлением к исполнительному комитету муниципального образования о признании недействительным постановления «Об отмене постановления «О продаже земельного участка сельскохозяйственного назначения в собственность открытого акционерного общества».

В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» оборот земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, а приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации. В случаях когда на день вступления в силу Федерального закона от 07.07.2003 № 113-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» субъектом Российской Федерации не принят соответствующий закон, приватизация земельных участков сельскохозяйственного назначения с 01.01.2004 должна осуществляться по правилам, установленным статьей 19.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», до вступления в силу закона субъекта Российской Федерации.

Законом Республики Татарстан от 06.08.2003 № 28-ЗРТ «О приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Республики Татарстан» установлено, что порядок и условия приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории Республики Татарстан, определяются федеральным законодательством. Статьей 2 данного Закона установлено, что максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина или одного юридического лица, не может превышать 25% общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на указанной территории в момент предоставления и (или) приобретения таких земельных участков.

Согласно пункту 7 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» приобретение сельскохозяйственными организациями, а также гражданами, осуществляющими деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Установление законом специального субъектного состава получателей земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения продиктовано и согласуется с целевым назначением земель указанной категории.

Судом не установлено, относится ли открытое акционерное общество к юридическому лицу, осуществляющему деятельность по производству сельскохозяйственной продукции, соблюдены ли требования о предоставлении в собственность открытого акционерного общества земельного участка сельскохозяйственного назначения общей площадью 9 652 619 кв.м.

7. Если согласно условиям договора аренды земельного участка арендная плата определяется исходя из устанавливаемых органами государственной власти или органами местного самоуправления арендных ставок и/или методик расчета арендной платы, то необходимость заключения между сторонами договора дополнительного соглашения об установлении нового размера арендной платы и его государственной регистрации отсутствует.

Изменение размера арендной платы в результате принятия соответствующими органами нормативных актов не является в данном случае изменением условия договора о размере арендной платы, а представляет собой исполнение согласованного сторонами условия договора.

Администрация муниципального образования (арендодатель) обратилась с исковыми требованиями к обществу с ограниченной ответственностью (арендатору) о взыскании по договору аренды земельного участка задолженности по арендной плате, подлежащей по условиям договора исчислению в каждом случае централизованного изменения (введения) ставок и (или) коэффициентов к ставкам арендной платы, установленных в муниципальном образовании, а также в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. В соответствии с положениями статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. Следовательно, фактическое изменение размера арендной платы в результате принятия соответствующих нормативных правовых актов из буквального толкования положений условий договора аренды земельного участка не является изменением условия договора о размере арендной платы, а представляет собой исполнение согласованного сторонами условия договора аренды земельного участка. Подписание сторонами соглашения о внесении изменений в договор аренды в части, касающейся размера арендной платы, не требуется.[14]

7.1. Одностороннее изменение размера арендной платы допускается при наличии опубликования в средствах массовой информации нормативного правового акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, на основании которого производится расчет, либо при надлежащем уведомлении арендатора.

Между администрацией муниципального образования и обществом с ограниченной ответственностью подписаны договоры аренды земельного участка. Согласно условиям договоров размер арендной платы изменяется арендодателем в одностороннем порядке: 1) ежегодно путем корректировки индекса инфляции на текущий финансовый год в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год; 2) в случае изменения базовой ставки арендной платы, в том числе методики расчета арендной платы, показателей влияющих на размер арендной платы и ее составляющие в соответствии с данной методикой, а также в других случаях, предусмотренных нормативно-правовыми актами Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке. Уведомление о перерасчете арендной платы вместе с расчетом направляются арендатору, являются обязательными для него и составляют неотъемлемую часть договора. Арендатор также может быть уведомлен об изменении арендной платы через средства массовой информации. Новый размер арендной платы устанавливается с даты, указанной в уведомлении. Заключение дополнительного соглашения к договору не требуется. Следовательно, фактическое изменение размера арендной платы в результате принятия соответствующих нормативных правовых актов является предусмотренным изменением по условиям договора.

8. В случаях взыскания земельного налога с собственника здания, строения или сооружения, который не оформил право собственности на земельный участок под ним и является плательщиком арендной платы в отношении указанного земельного участка, следует учитывать положения пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога». В силу названного пункта обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования либо права пожизненного наследуемого владения на земельный участок.

Муниципальное предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа в части доначисления земельного налога за период с 2004 по 2006 годы. Муниципальное предприятие передало в 2004 году на основании распоряжения органа исполнительной власти муниципального образования по акту приема-передачи здания (сооружения) другому муниципальному предприятию и прекратило фактическое пользование земельным участком под объектами недвижимости, предоставленным ему на праве постоянного (бессрочного) пользования. На основании этого обстоятельства, муниципальное предприятие указывает, что оно перестало быть плательщиком налога на землю в отношении данного земельного участка.

В соответствии с положениями статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 2, 14 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. До момента государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками (или вступления в силу актов, подтверждающих прекращение права постоянного (бессрочного) пользования покупатель не будет признаваться плательщиком земельного налога. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что в проверяемом периоде (в 2006 году) либо ранее предприятие обращалось с заявлениями об отказе от спорного земельного участка. Право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок прекращено у муниципального предприятия на основании постановления органа исполнительной власти только в 2007 году. Следовательно, обязанность по исчислению и уплате в бюджет земельного налога в 2006 году в связи с изъятием объектов недвижимости у муниципального предприятия не прекратилась.

9. Налоговая база по земельному налогу, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату – 01 января года, являющегося налоговым периодом (т.е. календарного года), и для целей налогообложения не может изменяться в течение налогового периода. В связи с чем изменения законодательства, влияющие на величину кадастровой стоимости земельного участка и произошедшие в текущем налоговом периоде, должны учитываться при определении налоговой базы, которая будет применяться для исчисления земельного налога в следующем налоговом периоде.

Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по земельному налогу в отношении земельного участка, принадлежащего индивидуальному предпринимателю. По результатам налоговой проверки было направлено требование с предписанием внести исправления в налоговую декларацию, касающиеся изменения суммы налога, подлежащего уплате в бюджет. Индивидуальный предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа о внесении исправлений в налоговую отчетность.

На основании пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом. В силу статей 388-391, 396 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год, а до сведения налогоплательщиков могла быть доведена только кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 01 января календарного года. В данном конкретном случае по состоянию на 01 января, налогоплательщик не мог руководствоваться данными о кадастровой оценке земель, выданных территориальным управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости с учетом постановления органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, принятым и вступившим в силу позднее 01 января, и исчислить налоговую базу по земельному налогу исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной в текущем налоговом периоде. Данная правовая позиция подтверждается постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 11279/08.

Отдел анализа и обобщения

судебной практики,

законодательства и статистики

[1] Земельный кодекс Республики Татарстан от 10.07.1998 № 1736 (ред. от 31.07.2009), Закон Саратовской области от 21.05.2004 № 23-ЗСО «О земле» (ред. от 03.12.2009), Закон Самарской области от 11.03.2005 № 94-ГД «О земле» (ред. от 07.12.2009), Закон Пензенской области от 07.04.2003 № 461-ЗПО «О регулировании земельных отношений на территории Пензенской области» (ред. от 23.10.2009), Закон Ульяновской области от 17.11.2003 № 059-ЗО «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области» (ред. от 29.09.2009), Закон Ульяновской области от 02.06.2006 № 79-ЗО «О регулировании некоторых вопросов в сфере земельных отношений в Ульяновской области» (ред. от 31.03.2009), Закон Астраханской области от 04.03.2008 № 7/2008-ОЗ «Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области» (ред. от 10.11.2009), постановление администрации Волгоградской области от 09.11.2009 № 399-п «О полномочиях органов исполнительной власти Волгоградской области в сфере регулирования земельных отношений» и др.

[2] Закон Волгоградской области от 07.02.2003 № 785-ОД «О разграничении полномочий органов государственной власти Волгоградской области в сфере регулирования земельных отношений» (ред. от 22.07.2009), постановление правительства Самарской области от 21.06.2006 № 74 «О Порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» (ред. от 04.03.2009) и др.

[3] Закон Волгоградской области от 17.07.2003 № 855-ОД «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Волгоградской области» (ред. от 24.11.2008) и др.

[4] Закон Республики Татарстан от 06.08.2003 № 28-ЗРТ «О приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Республики Татарстан» (ред. от 29.12.2005), Закон Волгоградской области от 04.04.2003 № 809-ОД «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно» (ред. от 23.06.2009), постановление главы администрации Волгоградской области от 08.06.2007 № 967 «Об утверждении Положения о порядке предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной собственности Волгоградской области, для целей, не связанных со строительством» (ред. от 22.09.2008), постановление правительства Самарской области от 26.12.2007 № 280 «Об утверждении Порядка предоставления земельных участков, находящихся в собственности Самарской области, для целей, не связанных со строительством» и др.

[5] Постановление главы администрации Волгоградской области от 24.07.2002 № 575 «Об утверждении Положения о порядке продажи земельных участков собственникам объектов недвижимости» (ред. от 29.08.2008) и др.

[6] Закон Астраханской области от 20.02.2009 № 6/2009-ОЗ «Об установлении цены земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при их продаже собственникам зданий, строений, сооружений», постановление правительства Саратовской области от 27.11.2007 № 413-П «О порядке определения цены земельных участков и их оплаты» (ред. от 29.02.2008), постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.01.2008 № 18 «Об установлении цены земельных участков, отчуждаемых собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений», постановление главы администрации Волгоградской области от 13.11.2007 № 1925 «Об установлении цены земельных участков при приобретении их в собственность гражданами и юридическими лицами на территории Волгоградской области» (ред. от 14.03.2008), постановление главы администрации Волгоградской области от 26.07.1999 № 512 «Об установлении нормативной цены земли» (ред. от 14.12.2005) и т.п.

[7] Постановление правительства Астраханской области от 01.02.2008 № 26-П «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Астраханской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» (ред. от 31.03.2009), постановление правительства Саратовской области от 27.11.2007 № 412-П «Об установлении размера арендной платы за земельные участки и сроков ее внесения» (ред. от 19.08.2009), постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.02.1995 № 74 «Об арендной плате за землю» (ред. от 25.05.2009), постановление правительства Ульяновской области от 25.12.2007 № 510 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ульяновской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» (ред. от 29.07.2009), постановление главы администрации Волгоградской области от 06.12.2007 № 2033 «Об утверждении Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области» (ред. от 30.09.2009) и т.п.

[8] Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2008 № 945 «Об утверждении кадастровой стоимости земель лесного фонда на территории Республики Татарстан», постановление правительства Пензенской области от 02.12.2004 № 985-пП «Об утверждении показателей кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения и показателя кадастровой стоимости лесных земель на территории Пензенской области», постановление правительства Ульяновской области от 11.12.2008 № 508-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ульяновской области» (ред. от 03.02.2009), постановление правительства Астраханской области от 13.04.2009 № 152-П «Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения по муниципальным районам Астраханской области», постановление правительства Астраханской области от 31.01.2008 № 25-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Астраханской области», постановление правительства Саратовской области от 07.07.2009 № 270-П «Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области» (ред. от 26.08.2009), постановление правительства Самарской области от 10.12.2008 № 473 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области», постановление правительства Самарской области от 27.02.2008 № 42 «Об утверждении государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения в Самарской области», постановление правительства Самарской области от 18.05.2005 № 56 «Об утверждении государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения в Самарской области» (с изм. от 27.02.2008) и т.п.

[9] Решение Волгоградской городской Думы от 29.03.2006 № 29/588 «О Порядке оформления прав на земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения» (ред. от 19.09.2007, с изм. от 29.05.2009), решение Казанской городской Думы от 23.08.2006 № 49-11 «О порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством» (ред. от 26.06.2008).

[10] Решение Совета муниципального образования «Город Астрахань» от 27.10.2005 № 204 «Об утверждении Положения о земельном налоге на территории муниципального образования «Город Астрахань» (ред. от 27.11.2008), решение Пензенской городской Думы от 25.11.2005 № 238-16/4 «О введении земельного налога на территории города Пензы» (ред. от 23.04.2009), постановление главы администрации города Казани от 17.04.1997 № 734 «О дифференцированных ставках земельного налога в городе Казани», постановление Тольяттинской городской Думы Самарской области от 19.10.2005 № 257 «О Положении о земельном налоге на территории городского округа Тольятти» (ред. от 03.06.2009), постановление Самарской городской Думы от 24.11.2005 № 188 «Об установлении земельного налога» (ред. от 25.09.2008), решение Саратовской городской Думы от 27.10.2005 № 63-615 «О земельном налоге» (ред. от 28.11.2006), решение Ульяновской городской Думы от 13.07.2005 № 135 «О земельном налоге на территории муниципального образования «Город Ульяновск» (ред. от 28.01.2009), постановление Волгоградского городского совета народных депутатов от 23.11.2005 № 24/464 «О Положении о местных налогах на территории Волгограда, введении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, установлении и введении местных налогов на территории Волгограда» (ред. от 23.09.2009) и т.п.

[11] Постановление администрации города Астрахани от 08.12.2008 № 4998 «Об установлении базовых ставок арендной платы за земельные участки, используемые на территории города Астрахани», постановление Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 22.06.2006 № 1198 «Об арендной плате за землю в городе Казани» (ред. от 29.08.2006) и др.

[12] Постановление администрации города Астрахани от 03.04.2009 № 1113 «Об утверждении Положения о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования «Город Астрахань» (ред. от 09.09.2009), постановление главы городского округа Самара от 31.01.2007 № 15 «О муниципальном земельном контроле за использованием земель на территории городского округа Самара» (ред. от 01.06.2009), решение Саратовской городской Думы от 31.05.2007 № 18-163 «О Положении о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования «Город Саратов» и т.п.

[13] Например, в Астраханской области действует решение городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» от 16.07.2009 № 101 «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам на территории муниципального образования «Город Астрахань».

В муниципальных образованиях Волгоградской области установлены предельные размеры (максимальных и минимальных) земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйств. Например, решением Думы Серафимовичского муниципального района Волгоградской области от 25.08.2009 № 77 «Об установлении предельных размеров (максимальных и минимальных) земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства на территории Серафимовичского муниципального района», постановление администрации городского округа г. Фролово Волгоградской области от 11.06.2009 № 1142 «Об установлении предельных размеров (максимальных и минимальных) земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства на территории городского округа город Фролово» и др.

В Пензенской области принято решение Собрания представителей г. Кузнецка от 21.12.2006 № 244-43/4 «Об установлении максимальных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно из земель, находящихся в собственности муниципального образования города Кузнецка Пензенской области». В Ульяновской области действует решение Ульяновской городской Думы от 30.04.2002 № 77 «О нормах предоставления земельных участков в собственность граждан на территории г. Ульяновска» (ред. от 29.10.2008).

В Самарской области приняты решение Думы городского округа Самара от 21.12.2006 № 374 «О нормах предоставления земельных участков на территории городского округа Самара» (ред. от 26.04.2007), постановление Собрания представителей Ставропольского района Самарской области от 29.12.2005 № 93 «Об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность», решение Собрания представителей муниципального района Приволжский Самарской области от 27.11.2008 № 269/34 «О нормах предоставления земельных участков на территории муниципального района Приволжский» и др.

В Саратовской области функционируют решение Собрания Новоузенского муниципального района от 25.12.2009 № 628 «Об установлении максимальных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно», решение Муниципального Собрания Советского муниципального района от 24.09.2008 № 546 «Об утверждении предельного максимального размера земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно», решение Собрания депутатов Энгельсского муниципального района от 27.12.2007 № 416/31-03 «Об установлении минимальных размеров земельных участков» и др.

В республике Татарстан приняты решение Кукморского районного Совета от 27.05.2009 № 26 «Об утверждении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность», решение Альметьевского районного Совета от 19.02.2009 № 311 «О предельных размерах предоставляемых земельных участков на территории Альметьевского муниципального района», решение Тукаевского районного Совета от 28.05.2008 № 24/12 «О нормах предоставления земельных участков на территории Тукаевского муниципального района» и др.

[14] Позиция Федерального арбитражного суда Поволжского округа основана на позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 № 11487/09 по делу № А59-3535/07, а также в пункте 10 Рекомендаций по вопросам, не включенным в повестку совместного заседания Научно-консультативных советов Федеральных арбитражных судов Волго-Вятского и Поволжского округов (утв. 29.04.2009, изм. 04.12.2009).