Рекомендации НКС по вопросам, не включенным в повестку совместного заседания Научно-консультативных советов ФАС Волго-Вятского и Поволжского округов

Дата: 
04.12.2009

УТВЕРЖДЕНЫ
Президиумом
Федерального арбитражного суда
Поволжского округа
04.12.2009
Дополнения к пункту 10 Рекомендаций)

Рекомендации
по вопросам, не включенным в повестку совместного заседания Научно-консультативных советов Федеральных арбитражных судов Волго-Вятского и Поволжского округов (утверждены Президиумом Федерального арбитражного суда Поволжского округа 29 апреля 2009 года)

10. Подлежат ли государственной регистрации изменения размера арендной платы (в том числе и односторонние), вносимые в зарегистрированный договор аренды недвижимого имущества, в связи с изменением нормативными актами федеральных и местных представительных органов власти базовых ставок арендной платы и корректирующих коэффициентов, применительно к пункту 3 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Рекомендации НКС: В отношении земельных участков применимы правила статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, т.к. размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка, и, следовательно, изменение размера арендной платы подлежит государственной регистрации. В силу пункта 2 статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. Исходя из смысла указанных положений, если договор подлежит государственной регистрации, то все изменения и дополнения к нему как часть этого договора также подлежат государственной регистрации (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2009 № 11680/08).

Однако, пункт 8 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной, платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» предусматривает, что при заключении договора аренды земельного участка федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре случаи и периодичность изменения арендной платы за пользование земельным участком. При этом арендная плата изменяется в одностороннем порядке по требованию арендодателя на размер коэффициента-дефлятора, ежегодно утверждаемого Министерством экономического развития Российской Федерации. Коэффициент-дефлятор применяется ежегодно по состоянию на начало очередного года, начиная с года, следующего за годом, в котором принято решение о предоставлении земельного участка в аренду.

Соответственно заключение к договору сторонами соглашения об изменении размера арендной платы после принятия уполномоченным органом акта, устанавливающего новый размер арендной платы, не требуется.