Обобщение судебно-арбитражной практики Арбитражного суда Поволжского округа по разрешению споров, связанных с определением кадастровой стоимости земельных участков при исчислении налоговой базы по земельному налогу

 

Обобщение

судебно-арбитражной практики

Арбитражного суда Поволжского округа по разрешению споров,

связанных с определением кадастровой стоимости земельных участков

при исчислении налоговой базы  по земельному налогу

 

В соответствии с Планом работы Арбитражного суда Поволжского округа на второе полугодие 2014 года изучена и проанализирована практика рассмотрения споров, связанных с исчислением земельного налога за период с 01.01.2013 по 30.07.2014 в целях выявления правоприменительных проблем и наиболее актуальных вопросов, возникающих при рассмотрении данной категории дел, а также выработки единых подходов к их разрешению.

Основами правового регулирования обобщения явились нормы главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), Федерального закона от 24.07.2007 № 221‑ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

При подготовке обобщения учтены разъяснения высших судебных органов, касающиеся рассматриваемого вопроса:

– определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 № 275-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Баженова Вячеслава Валентиновича на нарушение его конституционных прав пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации;

– определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2011 № 165-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Арбитражного суда Омской области о проверке конституционности пункта 1 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации и абзаца второго пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации»;

постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11;

– постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 16485/11;

– постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.11.2012 № 7701/12;

постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.05.2014 № 2868/14;

постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 по делу № А65-18655/2013.

Согласно статистическим данным Арбитражного суда Поволжского округа рассмотрены споры по вопросу правомерности исчисления земельного налога с  участием налогового органа в 2013 году – 99 дел и за первой полугодие 2014 года ‑ 38 дел. Многие дела носят « серийный» характер.

В целях обеспечения единообразных подходов к разрешению споров, связанных с исчислением земельного налога, Арбитражный суд Поволжского округа считает необходимым обратить внимание на следующую судебную практику.

 

Установленная решением суда рыночная стоимость земельного участка применяется при исчислении земельного налога с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.

Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа.

Общество в налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год исчислило налог исходя из кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости, установленной вступившим в 2012 году в законную силу решением арбитражного суда.

Налоговый орган, доначисляя земельный налог пришел к выводу о том, что установленная решением суда рыночная стоимость земельного участка должна применяться при исчислении земельного налога в следующем налоговом периоде, то есть с 01.01.2013.

При рассмотрении дела суды проанализировали положения статьей 390 и 391 НК РФ, пункта 3 статьи 66 ЗК РФ, Федерального закона от 24.07.2007 № 221‑ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в определениях от 03.02.2010 № 165-О-О и от 01.03.2011 № 275-О-О, указали, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной, такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.

В этой связи суды пришли к выводу о том, что перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость, установленная судебным решением, не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога с начала налогового периода (в данном случае ‑ 2012 год), а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с даты исполнения судебного решения – внесения сведений в государственный кадастр недвижимости (постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 31.07.2014 по делу № А65-18164/2013).

 

Для целей налогообложения результаты кадастровой оценки земель, утвержденные нормативным актом соответствующего исполнительного органа власти, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению с начала нового налогового периода.

Налогоплательщиком в налоговый орган представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2011 год с использованием кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2005 № 478 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель по г. Казани».

Налоговый орган по результатам проверки пришел к выводу о занижении суммы земельного налога. По мнению инспекции, налогоплательщик неправомерно не применил кадастровую стоимость земельного участка, утвержденную постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 № 1102.

При рассмотрении дела судами установлено, что указанное постановление было опубликовано в официальном издании «Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти» от 02.02.2011 № 5 и, следовательно, вступило в силу после 01.01.2011.

Суды посчитали выводы инспекции необоснованными, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 391 НК РФ налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, в связи с чем результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением органа исполнительной власти, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода (постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 23.01.2014 года по делу № А65-11099/2013).

 

Изменение кадастровой стоимости земель, улучшающее положение плательщика земельного налога, может быть применено с начала налогового периода при условии, что нормативный акт органа исполнительной власти об утверждении кадастровой стоимости прямо предусматривает это.

Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации общества с ограниченной ответственностью по земельному налогу за 2011 год, по результатам которой доначислен земельный налог.

Налогоплательщик оспорил решение инспекции в суде, указывая на то, что постановлением Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 № 21‑П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области» утверждены результаты определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области по состоянию на 01.01.2011. Поскольку кадастровая стоимость земельного участка уменьшилась, улучшилось его положение как плательщика земельного налога, в связи с чем  данное постановление имеет обратную силу.

Согласно пункту 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.

Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (пункт 4 статьи 5 НК РФ).

При рассмотрении дела судами установлено, что постановление Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 № 21-П было опубликовано 27.01.2012.

Поскольку данное постановление прямо не предусматривает возможность его применения к ранее возникшим налоговым правоотношениям, в силу требований статьи 5 НК РФ подлежит применению налогоплательщиком только с 01.01.2013, т.е. с начала нового налогового периода.

При данных обстоятельствах суды согласились с обоснованностью доначисления земельного налога, отметив, что указание даты 01.01.2011 в нормативном правовом акте органа исполнительной власти определяет не момент начала применения кадастровой стоимости, а дату (период), на которую проводилась кадастровая оценка земельных участков, состоящих на кадастровом учете с 01.01.2011 (постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26.12.2013 по делу № А72-12353/2012).

Данная позиция поддержана Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.05.2014 № 2868/14).

 

Исправление органами кадастрового учета технической ошибки в кадастровых сведениях о земельном участке, приведшее к уменьшению кадастровой стоимости земельного участка, величина которой распространяется на предыдущие налоговые периоды, влечет перерасчет земельного налога за предыдущие налоговые периоды.

В арбитражный суд обратился налоговый орган с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя недоимки, пени и штрафа по земельному налогу за 2010 – 2011 годы. Основанием доначисления оспариваемой суммы земельного налога послужил вывод инспекции о занижении индивидуальным предпринимателем налоговой базы по данному налогу вследствие неверного применения кадастровой стоимости земельного участка, а также размера коэффициента.

В ходе рассмотрения материалов дела судами установлено, что федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» допущена техническая ошибка в кадастровых сведениях о земельном участке, принадлежащем индивидуальному предпринимателю. Техническая ошибка выразилась в неправильном применении удельного показателя по виду разрешенного использования и неверном расчете кадастровой стоимости.

Федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» ошибка выявлена, и принято соответствующее решение об ее исправлении в 2012 году.

При рассмотрении дела суды руководствовались пунктом 1 статьи 391 НК РФ, в соответствии с которым налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В соответствии с пунктом 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 01 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 01 марта этого года. Такой порядок установлен в постановлении Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 № 52.

Также суды приняли во внимание разъяснения Министерства финансов Российской Федерации, отраженные в письме от 10.03.2011 № 03-05-04-02/21, и посчитали, что при решении вопроса о возможности перерасчета земельного налога за предыдущие налоговые периоды при изменении кадастровой стоимости земельных участков в результате исправления ошибок следует исходить из необходимости учитывать фактическую обязанность налогоплательщика по уплате земельного налога. Доначисление земельного налога исходя из кадастровой стоимости, при определении которой была допущена техническая  ошибка соответствующим органом кадастрового учета, является незаконным и нарушает права налогоплательщика.

В этой связи требования налогового органа были удовлетворены частично (постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25.12.2013 по делу № А12-5070/2013).

 

При изменении кадастровой стоимости земельных участков, являющихся объектом земельного налога, произошедших в текущем налоговом периоде, в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка налогоплательщик вправе исчислять налог с учетом кадастровой стоимости, рассчитанной за соответствующий период исходя из измененного вида разрешенного использования.

Так, основанием для доначисления земельного налога и налоговых санкций послужил вывод инспекции о том, что за два месяца кадастровая стоимость земельных участков с разными кадастровыми номерами не соответствует определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельных участков.

Заявитель, посчитав, что нарушаются его права и экономические интересы, обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с требованием о признании недействительным решения налогового органа

Суды предыдущих инстанций удовлетворили заявленные требования, при этом правомерно исходили из следующего.

Согласно статье 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

В данном деле судами установлено, что по состоянию на начало налогового периода 2011 года кадастровая стоимость земельных участков определялась, исходя из категории земель с разрешенным использованием: «под открытые автостоянки краткосрочного хранения автомобилей площадки транзитного транспорта с местами хранения автобусов, грузовиков, легковых автомобилей», что подтверждается выписками из государственного кадастра недвижимости.

Впоследствии в связи с необходимостью приведения категории земельных участков в соответствии с их целевым использованием вид разрешенного использования был изменен обществом на озеленение территорий. Изменения внесены в реестр в 2011 году. Кадастровая стоимость уменьшилась. Налогоплательщик исчислил земельный налог с учетом измененного вида разрешенного использования с момента внесения соответствующих изменений в реестр.

Суды пришли к выводу, что в главе 31 НК РФ отсутствуют нормы, которые регулировали бы определение налоговой базы по земельному налогу при изменении вида разрешенного использования земельного участка или перевода его из одной категории земель в другую. При этом отсутствие такой нормы не накладывает запрета на налогоплательщика земельного налога исчислять базу по нему с учетом кадастровой стоимости, рассчитанной за соответствующий период исходя из измененного вида разрешенного использования.

Данная позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.11.2012 № 7701/12.

В связи с этим суды удовлетворили заявленные требования (постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 30.07.2013 по делу № А65‑24121/2012).

 

 

Председатель