Судебно-арбитражная практика по взысканию страховых взносов на накопительную и страховую части трудовой пенсии.

В соответствии с планом работы Федерального арбитражного суда Поволжского округа на второе полугодие 2006 года было проведено обобщение судебно-арбитражной практики по делам, связанным с взысканием страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

С 1 января 2006 г. вступил в силу Федеральный закон от 04.11.2005 N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров".

В числе изменений, внесенных данным нормативным актом, - поправки в Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), в соответствии с которыми территориальные органы Пенсионного фонда России (ПФР) получили право в некоторых случаях взыскивать недоимки, пени и штрафы во внесудебном порядке.

Право взыскивать с плательщика пенсионных взносов (страхователя) недоимки по страховым взносам, пени и штрафы без обращения в суд территориальный орган ПФР может реализовать только в следующих случаях:

  • в отношении индивидуальных предпринимателей - если размер причитающейся к уплате суммы (включающей в себя саму недоимку, пени и штраф) не превышает 5000 руб.;
  • в отношении организаций - если размер причитающейся к уплате суммы не превышает 50 000 руб.

Если же сумма к уплате превышает названные пределы, то орган ПФР должен обращаться в суд, ранее (до 1 января 2006 г.) взыскание недоимки по страховым взносам и пеней в любом случае осуществлялось органами Пенсионного фонда РФ только в судебном порядке.

Контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами.

Полномочиями по взысканию сумм недоимок, пеней и штрафов по страховым взносам в ПФР с 1 января 2006 г. наделены лишь территориальные органы ПФР. Налоговые органы такими полномочиями не обладают (Президиум ВАС РФ в п. 5 Информационного письма от 20.02.2006 N 105).

В соответствии со ст. 28 Закона N 167-ФЗ индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в ПФР в виде фиксированного платежа, минимальный размер которого составляет 150 руб. в месяц.

При этом 100 руб. направляются на финансирование страховой части трудовой пенсии, 50 руб. - на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

Часто предприниматели прекращают платить пенсионные взносы с прекращением хозяйственной деятельности, но уплата фиксированного платежа является обязательной в течение всего времени, когда гражданин имеет статус индивидуального предпринимателя, независимо от того, ведет он предпринимательскую деятельность или нет, освобождает предпринимателя от этой обязанности только государственная регистрация прекращения предпринимателем предпринимательской деятельности, т.е. внесение соответствующей записи в госреестр.

Тем не менее, Президиум ВАС РФ в Информационном письме от 11.04.2006 N 107 рекомендовал судам при разрешении споров в ситуациях, когда индивидуальный предприниматель не осуществлял предпринимательскую деятельность и не уплачивал страховые взносы в ПФР, принимать во внимание наличие обстоятельств исключительного характера, которые не позволили предпринимателю обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности. Такими обстоятельствами, могут являться длительное отсутствие предпринимателя по месту жительства, болезнь и т.п.

И в том случае, если предприниматель предоставит доказательства наличия таких обстоятельств, суд может принять решение об отсутствии оснований для взыскания с предпринимателя недоимки по страховым взносам в ПФР и пени в период действия таких обстоятельств.

Президиум ВАС РФ также отметил, что существуют периоды, в течение которых в случае неосуществления предпринимательской деятельности предприниматель страховые взносы в ПФР уплачивать не обязан. К таким периодам относятся случаи, указанные в п. 1 ст. 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

ВАС РФ также еще раз подчеркнул (Информационное письмо №107 от 11.04.2006 О некоторых вопросах, связанных с применением положений статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), что индивидуальные предприниматели 1966 г. рождения и старше (в 2002 - 2004 гг. - мужчины 1952 г. рождения и старше, женщины 1956 г. рождения и старше) обязаны уплачивать в качестве страховых взносов только часть фиксированного платежа, которая направляется для финансирования страховой части трудовой пенсии (т.е. 100 руб.). Ранее об этом уже говорилось в определениях КС РФ от 12.04.2005 N 164-О, от 12.05.2005 N 183-О.

По делу N А12-10200/05-С4, Государственное учреждение "Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Камышину и Камышинскому району Волгоградской области" (далее - управление пенсионного фонда) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю Федорковой Л.Г. (далее - предприниматель) о взыскании 1800 рублей задолженности за 2004 год по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа и 54 рублей пеней.

Решением суда первой инстанции от 04.07.2005 требования управления пенсионного фонда удовлетворены. С предпринимателя взыскано 1800 рублей задолженности за 2004 год по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, из которых 1200 рублей - задолженность на страховую часть трудовой пенсии, 600 рублей - задолженность на накопительную часть трудовой пенсии и 54 рубля - пени.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 25.08.2005 решение от 04.07.2005 оставлено без изменения.

ФАСПО постановлением от 24.01.2006 названные судебные акты оставил без изменения.

Президиумом ВАС РФ (Постановление от 12.07.2006 №3378) решение первой инстанции, постановление апелляционной инстанции и постановление ФАСПО в части взыскания с индивидуального предпринимателя Федорковой Л.Г. 600 рублей недоимки за 2004 год по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемой на финансирование накопительной части трудовой пенсии, 18 рублей пеней и 200 рублей государственной пошлины отменено.

В удовлетворении этой части заявленных требований управлению пенсионного фонда отказано, в остальной части названные судебные акты оставлены без изменения.

Как следовало из материалов дела, согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 12.10.2004 N 43453202000032 Федоркова Л.Г., 1939 года рождения, является индивидуальным предпринимателем. В качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию она зарегистрирована в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страхователи (индивидуальные предприниматели, являющиеся одновременно и застрахованными лицами), уплачивают страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа. Минимальный размер этого платежа установлен в размере 150 рублей в месяц; из них 100 рублей направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, 50 рублей - на финансирование накопительной ее части.

Установив задолженность по уплате страховых взносов за 2004 год на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в сумме 1800 рублей (1200 рублей - страховая часть трудовой пенсии и 600 рублей - накопительная ее часть), управлением пенсионного фонда индивидуальному предпринимателю направлено требование от 15.03.2005 N 3809 об уплате данной суммы, а также 54 рублей пеней.

Поскольку в установленный срок требование добровольно не исполнено, управление пенсионного фонда обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о принудительном взыскании задолженности по страховым взносам и пеней.

Удовлетворяя заявленные требования управления пенсионного фонда, суды исходили из того, что Закон N 167-ФЗ не содержит норм, предусматривающих освобождение лиц, признаваемых страхователями, от уплаты страховых взносов. Суды сделали вывод, что фиксированный платеж в указанном размере на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии должен уплачиваться всеми без исключения индивидуальными предпринимателями, в том числе теми, кто достиг пенсионного возраста.

Между тем судами не учтено следующее.

Положения пунктов 1-3 статьи 28 Закона N 167-ФЗ не предполагают возложения на индивидуальных предпринимателей 1966 года рождения и старше (в 2002 - 2004 годах - мужчин 1952 года рождения и старше, женщин - 1956 года рождения и старше) обязанности уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа в части, направляемой на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

Следовательно, индивидуальный предприниматель Федоркова Л.Г., 1939 года рождения, в 2004 году не обязана была уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения требования управления пенсионного фонда в части взыскания недоимки за 2004 год по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, направляемой на финансирование накопительной части трудовой пенсии, и пеней не имелось.

Поскольку на порядок взыскания задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование распространяются нормы налогового законодательства, территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право обращаться в арбитражный суд с заявлением о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование как по окончании отчетных, так и по окончании расчетного периодов; при этом каждый последующий период включает в себя нарастающим итогом предыдущий отчетный период.

По делу N А49-1986/2005-101а/24 Государственное учреждение "Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Первомайскому району города Пензы" (далее - управление фонда) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о взыскании с муниципального унитарного предприятия "Пензтеплоснабжение" (далее предприятие) 1 797 897 рублей 60 копеек задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2002, 2003 годы и за девять месяцев 2004 года и 333 658 рублей 69 копеек пеней.

В качестве третьего липа, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы по Первомайскому району города Пензы.

В судебном заседании суда первой инстанции управление фонда в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса -"Российской Федерации, уточнило заявленное требование, уменьшив размер взыскиваемой задолженности до 1 706 338 рублей 88 копеек в связи с уплатой предприятием части долга.

Решением суда первой инстанции от 11.05.2005 заявленное требование удовлетворено.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 22.09.2005 решение суда отменил, управлению фонда в удовлетворении требования отказал.

Президиумом ВАС РФ (Постановление от 3.05.2006 №15072/05) решение суда первой инстанции и постановление ФАСПО отменено. Дело направлено на новое рассмотрение.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора постановления суда кассационной инстанции управление фонда просит отменить этот судебный акт как нарушающий нормы материального и процессуального права.

Как следовало из материалов дела, Предприятие не уплатило своевременно 1 880 657 рублей 48 копеек страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2002, 2003 годы и за девять месяцев 2004 года.

Требованием от 21.12.2004 N 44 управление фонда предложило предприятию уплатить 1 880 657 рублей 48 копеек задолженности по страховым взносам и 266 745 рублей 96 копеек пеней, начисленных на эту сумму, в срок до 31.12.2004.

Поскольку данное требование предприятием исполнено не было, управление фонда обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании задолженности и пеней.

Суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование, так как в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) на страхователей возложена обязанность по

уплате страховых взносов на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии. Суд отметил: на отношения по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не распространяются нормы Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), устанавливающие срок для обращения в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщиков образовавшейся недоимки.

Отменяя решение суда первой инстанции, суд кассационной инстанции указал, что на отношения по взысканию страховых взносов на обязательное пенсионное страхование распространяются нормы законодательства о налогах и сборах, и сослался на пропуск управлением фонда сроков, установленных статьями 48, 70 Кодекса для обращения в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика образовавшейся недоимки.

Исходя из содержания пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ (далее-Кодекс) исковое заявление о взыскании недоимки с физического лица может быть подано налоговым органом в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Поскольку в пункте 3 статьи 48 Кодекса срок обращения в суд с аналогичным иском в отношении юридического лица не определен, то согласно принципу всеобщности и равенства налогообложения (пункт 1 статьи 3 Кодекса) давность взыскания в судебном порядке недоимки по налогам, установленная статьей 48 Кодекса в отношении физических лиц, распространяется и на взыскание недоимок с юридических лиц.

Срок для обращения налогового органа в суд, определенный пунктом 3 статьи 48 Кодекса, начинает исчисляться с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога, предусмотренного статьей 70 Кодекса.

В соответствии со статьей 70 Кодекса требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога.

Таким образом, вывод суда кассационной инстанции о пропуске управлением фонда срока давности взыскания в судебном порядке недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пеней за 2002, 2003 годы является обоснованным.

Однако в отношении авансовых платежей за девять месяцев 2004 года суд кассационной инстанции не учел следующего.

Согласно пункту 2 статьи 24 Закона N 167-ФЗ уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.

Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.

Согласно пункту 6 статьи 24 Закона N 167-ФЗ страхователи представляют декларацию по страховым взносам в налоговый орган не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Исходя из статьи 23 Закона N 167-ФЗ под расчетным периодом понимается календарный год. Расчетный период состоит из отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

Таким образом, каждый последующий отчетный период включает в себя нарастающим итогом предыдущий отчетный период, что соответствует части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

На основании изложенного территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации может обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании со страхователя задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по окончании как отчетных, так и расчетного периодов в зависимости от времени выставления соответствующего требования об уплате этой недоимки.

В настоящем деле управление фонда обратилось в суд с заявлением о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за отчетный период, равный девяти месяцам 2004 года, 31.03.2005, то есть до истечения сроков, установленных Кодексом.

При названных обстоятельствах вывод суда кассационной инстанции о пропуске управлением фонда срока взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в судебном порядке за I квартал 2004 года является ошибочным.

В соответствии с частью 3 статьи 15 и частью 2 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.

Между тем суд кассационной инстанции постановлением от 22.09.2005, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая управлению фонда в удовлетворении заявленных требований, не указал мотивы отказа в удовлетворении требования о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за девять месяцев 2004 года и соответствующих пеней.

Также судом не проверен размер суммы пеней, взыскиваемой управлением фонда с предприятия.

Согласно требованию от 21.12.2004 N 44 предприятию предлагалось в срок до 31.12.2004 уплатить, кроме недоимки по страховым взносам, 266 745 рублей 96 копеек пеней. В заявлении же, поданном в арбитражный суд, управление фонда просило взыскать с предприятия 333 658 рублей 69 копеек пеней.

При названных обстоятельствах решение суда первой инстанции и постановление суда кассационной инстанции нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.

Так, по делу №А49-11635/05-509а/22 Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ по г. Кузнецкому и Кузнецкому району Пензенской области (далее - Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением к предпринимателю без образования юридического лица Шумилкину И.В. (далее - предприниматель) о взыскании 33343 рублей 20 копеек, в том числе 18745 рублей - страховые взносы на страховую часть пенсии, 6657 рублей- страховые взносы на накопительную часть пенсии и 7941 рублей 20 копеек - пеня.

Арбитражный суд заявленные требования удовлетворил частично, взыскал с предпринимателя страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 3990 рублей, в том числе: на страховую часть пенсии в сумме 2910 рублей, на накопительную часть пенсии в сумме 1080 рублей, пени в сумме 400 рублей 57 копеек.

Апелляционная инстанция решение арбитражного суда оставила без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, управление фонда обратилось в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит об отмене решения арбитражного суда и постановления апелляционной инстанции.

Постановлением от 3.08.2006 решение от 26.12.2005 и постановление апелляционной инстанции от 22.02.2006 в части отказа в удовлетворении требования заявителя о взыскании недоимки и пени по страховым взносам за 9 месяцев 2004 год отменено. В отмененной части заявленные требования удовлетворены.

Как следовало из материалов дела, предпринимателем представлены квартальные расчеты авансовых платежей и декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 1 квартала 2002 года по 2004 год. Общая сумма страховых взносов, исчисленная предпринимателем за названные периоды, составила 41378 рублей, в том числе 34001 рублей - страховые взносы на страховую часть пенсии и 7377 рублей - страховые взносы на накопительную часть пенсии.

В сроки, установленные статьей 24 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», страховые взносы предпринимателем уплачены частично. В связи с этим предпринимателю начислены пени за период с 01 января 2002 года по 22 декабря 2005 года в сумме 9567 рублей 41 копеек, исчисленных исходя из ежемесячных авансовых платежей по страховым взносам.

Требование от 24 августа 2005 года № 33 об уплате страховых взносов и пеней, направленное страхователю заказной почтой, в добровольном порядке не исполнено, поэтому управление фонда обратилось с заявлением о взыскании задолженности в судебном порядке.

Арбитражный суд, частично удовлетворяя требования заявителя, указывает, что управлением фонда пропущен срок давности взыскания страховых взносов и пеней за 9 месяцев 2004 год.

Данный вывод арбитражного суда коллегия находит необоснованным.

Согласно пункту 2 статьи 24 Закона N 167-ФЗ уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.

Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.

Согласно пункту 6 статьи 24 Закона N 167-ФЗ страхователи представляют декларацию по страховым взносам в налоговый орган не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Исходя из статьи 23 Закона N 167-ФЗ под расчетным периодом понимается календарный год. Расчетный период состоит из отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

Таким образом, каждый последующий отчетный период включает в себя нарастающим итогом предыдущий отчетный период, что соответствует части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

На основании изложенного территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации может обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании со страхователя задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по окончании как отчетных, так и расчетного периодов в зависимости от времени выставления соответствующего требования об уплате этой недоимки.

В настоящем деле управление фонда обратилось в суд с заявлением о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за отчетный период, равный девяти месяцам 2004 года, 2 ноября 2005 года, то есть до истечения сроков, установленных Кодексом.

Данная позиция выражена в постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 3 мая 2006 года №15072/05.

Так, по делу № А72-15160/05-11/1214 Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ульяновском районе Ульяновской области обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о взыскании с ООО «Сельские дороги» 185.305 руб. 57 коп. задолженности по страховым взносам и пеням в Пенсионный фонд Российской Федерации, в том числе задолженность по страховым взносам в сумме 163.380 руб. 00 коп. за период с 01.04.2004 по 30.09.2005, пени за нарушение срока уплаты страховых взносов в сумме 21.925руб. 57коп. за период с 04.08.2004 по 22.11.2005.

Решением арбитражного суда от 01.02.2006 заявление удовлетворено частично. С ООО «Сельские дороги» взыскано 95.128 руб. 36 коп., в том числе задолженность по взносам в сумме 89.177 руб. 00 коп. (на страховую часть пенсии в сумме 86.693 руб. 00 коп., на накопительную, часть пенсии в сумме 2.484 руб. 00 коп.) за 4 квартал 2005 года, пени за нарушение срока уплаты взносов на указанную сумму в сумме 5.951 руб. 36 коп. (на страховую часть пенсии -5.714 руб. 28 коп., на накопительную часть пенсии - 237 руб. 08 коп.) за период с 14.04.2005 по 22.11.2005. В остальной сумме заявленное требование оставлено без удовлетворения.

В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ульяновском районе Ульяновской области просит решение в части отказа в удовлетворении заявленных требований отменить, ввиду неправильного применения судом материального права.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, считает ее подлежащей удовлетворению.

Постановлением кассационной инстанции от 05.05.2006 решение в части отказа во взыскании задолженности по взносам в сумме 74.203 руб. за 2-3 кварталы 2004 года, а также пени на указанную сумму в сумме 15.974руб. 11 коп. отменено, заявление в этой части удовлетворено. Довзыскать с общества с ограниченной ответственностью «Сельские дороги» в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации 74.203 руб. страховых взносов, 15.974руб. 11 коп. пени и в доход федерального бюджета 3 534 руб. государственной пошлины.

Как следовало из материалов дела, ООО «Сельские дороги» зарегистрировано в качестве страхователя в Управлении Пенсионного фонда РФ в Ульяновском районе Ульяновской области и является плательщиком взносов в Пенсионный фонд РФ.
Согласно статье 14 Федерального закона №167-ФЗ от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет. Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование считается поступившей с момента зачисления ее на счет соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 2 статьи 24 указанного Закона).

Согласно расчета истца задолженность ответчика по взносам за период с 01.04.2004 по 30.09.2005 составила 163.380 руб. 00 коп., что подтверждается представленными доказательствами и ответчиком не оспорено.

За нарушение срока уплаты взносов истцом в соответствии со статьей 26 Федерального закона № 167-ФЗ от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» начислены пени за нарушение срока уплаты страховых взносов за период с 04.08.2004 по 22.11.2005 в общей сумме 21.925 руб. 57 коп. Расчет пени составлен заявителем по итогам отчетных периодов, то есть поквартально, что соответствует требованиям законодательства.

Предъявленное требование на уплату задолженности, пени от 22.11.2005 № 22 не исполнено.

При этом суд, отказывая во взыскании задолженности по взносам в сумме 74.203 руб. за 2-3 кварталы 2004 года, а также пени на указанную сумму долга в сумме 15.974руб. 11 коп. исходил их того, что заявителем пропущен срок для обращения в суд.

Однако судом не было учтено, что заявление предъявлено Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации по задолженности расчетного периода - 2004 года, что не запрещено законом.

По мнению суда, по действующему законодательству обязанность по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд установлена по итогам отчетных периодов, по итогам этих же периодов у органов Пенсионного фонда возникает право на предъявление требования.

Между тем, согласно пункту 1 статьи 55 Налогового Кодекса Российской Федерации налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

В соответствии со статьей 24 закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю. Страхователи представляют декларацию по страховым взносам в налоговый орган не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Согласно статье 23 Закона отчетными периодами являются только лишь 1 квартал, полугодие, 9 месяцев текущего года. Такой отчетный период как 4 квартал, действующим законодательством не предусмотрен.

Анализ указанных норм не свидетельствует, что наличие у органов Пенсионного фонда права предъявления требований по итогам отчетных периодов препятствует предъявлению требований по взысканию задолженности и по результатам расчетного периода.

В противном случае возможность взыскания задолженности за 4 квартал вообще отсутствует.

При этом пресекательный срок для обращения в суд по итогам расчетного периода в соответствии со статьей 24 Закона подлежит исчислению с 14.04.2005 (срок уплаты разницы между суммами авансовых платежей, уплаченных за расчетный период (1 год) и суммой страховых взносов, подлежащих уплате в соответствии с декларацией). Исходя из этой даты следует исчислять начало срока для выставления требования (три месяца плюс время для его исполнения) и после этого шестимесячный срок для обращения в суд. Следовательно, по итогам расчетного периода орган пенсионного фонда имел право обратиться в суд вплоть до февраля 2006 года, а обратился в декабре 2005 года, то есть в пределах установленного законом срока.

При таких обстоятельствах у суда оснований для отказа в удовлетворении заявления не имелось.

Зачет либо возврат сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов.

Правовое положение Пенсионного фонда Российской Федерации, его права и обязанности как страховщика установлены специальным законодательством.

В силу пункта 1 статьи 13 Закона N 167-ФЗ страховщик (территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации) имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иные возможности проведения территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены.

Согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н (далее - Порядок), возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.

В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.

Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ)) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.

Так, по делу №А12-34/2006-с4, Предприниматель без образования юридического лица Шоботенко Александр Николаевич обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноармейскому району г. Волгограда (далее пенсионный фонд) и к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Волгоградской области, г. Волгоград (далее налоговый орган), с учетом уточненных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, о взыскании 1800 рублей ошибочно уплаченных страховых взносов или произвести зачет в счет будущих платежей.

Решением от 17.02.2006 арбитражный суд обязал налоговый орган произвести зачет страховых взносов в сумме 1800 рублей. В удовлетворении исковых требований к пенсионному фонду отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 30.03.2006 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с вынесенными по делу судебными актами, налоговый орган обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые по делу решение и постановление апелляционной инстанции, обязывающие Межрайонную Инспекцию Федеральной налоговой службы № 11 по Волгоградской области осуществить зачет страховых взносов, поступивших в Пенсионный фонд в размере 1800 рублей отменить, указывая, что в действующем законодательстве отсутствуют правовые основания для проведения налоговыми органами зачетов (возвратов) излишне уплаченных страховых взносов.
Постановлением от 13.06.06 кассационной инстанции решение первой и постановление апелляционной инстанции оставлены без изменения.

Как видно из представленных в дело документов, предпринимателем А.Н.Шоботенко в январе 2003 года были уплачены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии в сумме 1200 рублей на КБК 1010610 и на выплату накопительной части трудовой пенсии в сумме 600 рублей на КБК 1010620. В связи с тем, что с 01.01.2003 коды бюджетной классификации изменились, по требованию Пенсионного фонда предпринимателем вновь были перечислены страховые взносы в сумме 1200 и 600 рублей на страховую и накопительную части трудовой пенсии соответственно на КБК 18210202010060000160 и КБК 18210202020060000160.

На заявление о возврате излишне уплаченной суммы страховых взносов в размере 1800 рублей Управление Пенсионного фонда РФ по Красноармейскому району г.Волгограда письмом от 28.11.2005 за исх. № 11218/10 отказало произвести возврат, посоветовав по данному вопросу обратиться в налоговый орган.

Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы № 11 по Волгоградской области также отказала налогоплательщику в возврате 1800 рублей, указав, что страховые взносы к налогам и сборам не относятся, следовательно, правила статьи 78 Налогового кодекса РФ к ним не применяются.
В связи с отказом государственных органов возвратить излишне уплаченную сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предприниматель Шоботенко обратился с заявлением в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования предпринимателя и, обязывая налоговый орган произвести зачет излишне уплаченной суммы страховых взносов, арбитражный суд исходил из того, что у налогового органа отсутствовали законные основания для отказа налогоплательщику в возврате или зачете указанной суммы страховых взносов.

Данные выводы арбитражного суда судебная коллегия находит обоснованными.
В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Законом.
Пунктом 1 статьи 25 Федерального закона установлено, что контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

Довод налоговой инспекции о том, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не являются налоговыми платежами, поэтому возврат переплаты страховых взносов не может быть произведен налоговым органом в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса РФ, является несостоятельным, так как Федеральным законом об обязательном пенсионном страховании не установлен порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в связи с чем к данным правоотношениям применяются положения главы 12 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 7, 9 статьи 78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.

Пунктом 13 статьи 78 Налогового кодекса РФ установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные в статье 78 Кодекса, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

Кроме того, в соответствии с приложением № 11.1 к Федеральному закону от 15.08.96 №115-ФЗ (в редакции изменений от 23.12.2004 №174-ФЗ) «О бюджетной классификации Российской Федерации» главным распорядителем средств федерального бюджета - администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации относительно страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.

Приказом Минфина России от 16.12.2004 №116н утвержден Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределение между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, пунктом 4 которого предусмотрено, что учет и распределение поступлений между бюджетами осуществляется органами Федерального казначейства на основании заключений налоговых органов о зачете излишне уплаченных (взысканных) налогов (сборов), платежных поручений налоговых органов и распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений, уведомлений налоговых органов и администраторов поступлений в бюджет об уточнении вида и принадлежности платежа (поступлений).

Отдел анализа и обобщения
судебно-арбитражной практики,
учета и статистики ФАС ПО