Некоторые вопросы применения ст.15.27 КоАП Российской Федерации

Федеральным арбитражным судом Поволжского округа рассмотрено ряд дел, связанных с привлечением организаций- владельцев казино к административной ответственности по ст. 15.27 КоАП Российской Федерации .

Данная норма была включена в Кодекс Федеральным законом от 30 октября 2002 г. N 130-ФЗ "О внесении дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дел такой категории рассмотрено мало, практика по ним еще не сложилась, но их число растет, а при рассмотрении таких споров возникают определенные сложности на которых хотелось бы остановиться.

В соответствии со ст. 15.27 КоАП РФ, неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятисот до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.

По рассмотренным делам организации были привлечены к административной ответственности по ст. 15.27 КоАП РФ в виде взыскания 50000 руб. штрафа. Заявления о признании незаконными постановлений о наложении штрафа были удовлетворены ввиду нарушения органом финансового мониторинга процессуальных норм при их вынесении.

Основанием для привлечения к ответственности послужило то, что заявители в нарушение Федерального закона № 115 - ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (в дальнейшем Закон), Положения о постановке на учет в Комитет по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы", утверждённого Постановлением Правительства РФ от 18.01.03. № 28., не разработали правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём.

Данные требования распространяются на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, перечень которых определён в ст. 5 указанного Закона. Согласно ст. 5 Закона ( в редакции от 30.10.2002 г.) к таким организациям относились, организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также проводящие лотереи и иные игры, в которых организатор разыгрывает призовой фонд между участниками. В настоящее время редакция статьи изменена к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами и иным имуществом отнесены организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме.

Исходя из смысла закона, указанные операции должны быть такими, что позволяют легализовать (отмыть) средства добытые преступным путем или финансировать терроризм. Применительно к игорным домам речь может идти о возможности легализации денежных средств. Легализация предполагает возможность придания правомерного вида владению, пользованию или распоряжения денежными

средствами, полученными преступным путем.

По рассмотренным делам заявители утверждали, что не являются субъектами правонарушения, предусмотренного ст. 15.27 КоАП Российской Федерации, т.к. не содержат тотализатор или букмекерскую контору, не организовывают игр с розыгрышем призового фонда, организация игр в казино производится без установления личности игроков, без выдачи какого либо документа о полученном выигрыше, соответственно установление каких - либо мер внутреннего контроля невозможно.

С этими утверждениями вряд ли можно согласиться. Сам закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" не раскрывает многих понятий определение которых содержится в иных отраслях права. Согласно ст.2 Федерального закона №138-ФЗ О лотереях призовой фонд-это совокупность денежных средств, иного имущества или услуг, предназначенных для выплаты, передачи или предоставления выигрышей согласно условиям лотереи. Применительно к игорным заведениям призовым фондом будут являться те денежные средства, которые относятся игроками в кассу заведения при приобретении фишек и используются в дальнейшем для выплаты выигрышей. Доводы о том, что организация игр проводится без установления личности игроков, в данном случае правового значения не имеют. Если сумма выигрыша или ставка игры не превышает 600 000 рублей, личности игроков устанавливать нет необходимости. Однако если эта сумма выигрыша превысит указанную сумму игровое заведение в силу требований ст.7 Федерального закона №115-ФЗ " О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма обязано идентифицировать лиц, осуществляющих операции с денежными средствами. Именно поэтому организатор игорного заведения обязан разработать правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём.

Таким образом, организации, содержащие игорные заведения являются субъектами административного правонарушения, предусмотренного ст.15.27 КоАП Российской Федерации и должны нести ответственность за нарушение закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма".

Судья ФАС Поволжского округа
Сагадеев Р.Р.
Статья опубликована в журнале "Правосудие в Поволжье" №1 2005г.